Мы начинаем серию коротких публикаций ZAPPAведник,
посвященных (композитору, музыканту,
продюсеру, бизнесмену и т.д.) Фрэнку Винсенте Заппе, а также его ансамблю The Mothers Of Inventions.
Публикации будут выходить довольно редко и будут максимально короткими,
учитывая современные реалии восприятия информации населением.
Основными источниками материала будут: Neil Slaven «Frank Zappa: Электрический Дон
Кихот», Сергей Солоух «Паппа
Заппа», "Frank Zappa In His Own Words", "The Frank Zappa Real Book",
Дмитрий Скворцов "Frank Zappa: вехи героического
пути" и источники в Интернете.
Наше первое сообщение начнется с главного рок-хита
всех времен и народов «Smoke On The Water» группы Deep Purple.
А какая связь, спросит неискушенный слушатель?
Европейский тур 1971 года группы Mothers Of Inventions приближался к концу, музыканты
прибыли в Швейцарию в город Монтре, расположенному на
восточном берегу Женевского озера, чтобы выступить в «Montreux Casino». Кстати, этот концертный зал
должен был закрыться на зимний сезон после этого концерта.
В первой половине выступления в одной из композиций Фрэнк восклицает:
«Огненные полотна, леди и джентльмены! Полотнища из настоящего огня!» (в
контексте исполняемой композиции). Слова оказались пророческими: во время
исполнения следующей композиции (King Kong, Слушать King Kong) кто-то из публики стреляет из ракетницы в потолок и попадает в
электропроводку.
Среди зрителей были музыканты Deep Purple,
снявшие этот зал на следующие три недели для записи альбома. Ян Гиллан: «Через какие-то секунды уже вовсю
сыпались искры и помещения начало заполняться дымом. Заппа
держался просто здорово - сохранял полное спокойствие». Заппа
предложил зрителям без паники проследовать к выходам, а сами музыканты, оставив
все оборудование на сцене, проследовали за кулисы, откуда их провели через
тоннель к паркингу казино. Ян Гиллан:
«Мы вернулись в гостиницу и сидели в ресторане, наблюдая, как горит это
прекрасное здание. Языки пламени поднимались на сотню метров
и ветер с гор раздувал дым над Женевским озером. Тогда Роджеру Гловеру и пришла в голову идея песни – он набросал ее на
салфетке».
Впрочем, текст песни прекрасно передает те события:
We all came out to Montreux
On the Lake Geneva shoreline
To make records with a mobile
We didn't have much time
Frank Zappa and the Mothers
Were at the best place around
But some stupid with a flare gun
Burned the place to the ground
Smoke on the water, a fire in the sky, smoke on the
water
Спустя двадцать лет Заппа бесстрастно
произнес: жаль, что понадобился пожар, чтобы написать песню.
Тогда же, 4 декабря, наблюдая пожар Заппа сказал: «Возьмите мне билет в Штаты на первый
же самолет». Однако музыканты уговорили Фрэнка продолжить тур. Надо сказать,
что этот тур уже не был удачным – большой трейлер с оборудованием группы
застрял из-за морозов в Швеции, и многие концерты давались на местном
оборудовании. Теперь же группа осталась без инструментов, в том числе двух новейших синтезаторов, которыми успел восхититься Гловер… Но это было не все.
Пропустив несколько следующих концертов, группа приехала в Англию, выступить в
лондонском «Rainbow». Во время выступления из зала выбежал парень и столкнул Заппу в оркестровую яму. Позже этот парень сообщил, что он
разозлился, т.к. его девушка влюбилась в Заппу. Он
был пойман и предстал перед лондонским судом. В итоге инцидента – трещина
колена, перелом ребра, парализованная рука и проломленный череп. Фрэнк вернулся
в строй только спустя несколько месяцев.
В следующей публикации мы расскажем о тех музыкантах, которые
повлияли на творчество Фрэнка Заппы. В первую очередь
это Эдгар Варез и Игорь Стравинский (кстати, который за несколько десятилетий до
описанных выше событий жил и работал в Монтре, в его
честь даже названа улица - Sacre du Printemps (Весна священная)).
Также, вероятно коротко упомянем Джона Кейджа и
Николая Слонимского, тоже оказавших не малое влияние
на музыку Заппы.
Константин Платов.