Мы начинаем серию коротких публикаций ZAPPAведник, посвященных (композитору, музыканту, продюсеру, бизнесмену и т.д.) Фрэнку Винсенте Заппе, а также его ансамблю The Mothers Of Inventions.

Публикации будут выходить довольно редко и будут максимально короткими, учитывая современные реалии восприятия информации населением.

Основными источниками материала будут: Neil Slaven «Frank Zappa: Электрический Дон Кихот», Сергей Солоух «Паппа Заппа», "Frank Zappa In His Own Words", "The Frank Zappa Real Book", Дмитрий Скворцов "Frank Zappa: вехи героического пути" и источники в Интернете.

 

Наше первое сообщение начнется с главного рок-хита всех времен и народов «Smoke On The Water» группы Deep Purple.

Слушать Smoke On The Water

А какая связь, спросит неискушенный слушатель?

Европейский тур 1971 года группы Mothers Of Inventions приближался к концу, музыканты прибыли в Швейцарию в город Монтре, расположенному на восточном берегу Женевского озера, чтобы выступить в «Montreux Casino». Кстати, этот концертный зал должен был закрыться на зимний сезон после этого концерта.

В первой половине выступления в одной из композиций Фрэнк восклицает: «Огненные полотна, леди и джентльмены! Полотнища из настоящего огня!» (в контексте исполняемой композиции). Слова оказались пророческими: во время исполнения следующей композиции (King Kong, Слушать King Kong) кто-то из публики стреляет из ракетницы в потолок и попадает в электропроводку.

Среди зрителей были музыканты Deep Purple, снявшие этот зал на следующие три недели для записи альбома. Ян Гиллан: «Через какие-то секунды уже вовсю сыпались искры и помещения начало заполняться дымом. Заппа держался просто здорово - сохранял полное спокойствие». Заппа предложил зрителям без паники проследовать к выходам, а сами музыканты, оставив все оборудование на сцене, проследовали за кулисы, откуда их провели через тоннель к паркингу казино. Ян Гиллан: «Мы вернулись в гостиницу и сидели в ресторане, наблюдая, как горит это прекрасное здание. Языки пламени поднимались на сотню метров и ветер с гор раздувал дым над Женевским озером. Тогда Роджеру Гловеру и пришла в голову идея песни – он набросал ее на салфетке».

Впрочем, текст песни прекрасно передает те события:

We all came out to Montreux
On the Lake Geneva shoreline
To make records with a mobile
We didn't have much time
Frank Zappa and the Mothers
Were at the best place around
But some stupid with a flare gun
Burned the place to the ground
Smoke on the water, a fire in the sky, smoke on the water

 

Спустя двадцать лет Заппа бесстрастно произнес: жаль, что понадобился пожар, чтобы написать песню.

Тогда же, 4 декабря, наблюдая пожар Заппа сказал: «Возьмите мне билет в Штаты на первый же самолет». Однако музыканты уговорили Фрэнка продолжить тур. Надо сказать, что этот тур уже не был удачным – большой трейлер с оборудованием группы застрял из-за морозов в Швеции, и многие концерты давались на местном оборудовании. Теперь же группа осталась без инструментов, в том числе двух новейших синтезаторов, которыми успел восхититься Гловер… Но это было не все. Пропустив несколько следующих концертов, группа приехала в Англию, выступить в лондонском «Rainbow». Во время выступления из зала выбежал парень и столкнул Заппу в оркестровую яму. Позже этот парень сообщил, что он разозлился, т.к. его девушка влюбилась в Заппу. Он был пойман и предстал перед лондонским судом. В итоге инцидента – трещина колена, перелом ребра, парализованная рука и проломленный череп. Фрэнк вернулся в строй только спустя несколько месяцев.

В следующей публикации мы расскажем о тех музыкантах, которые повлияли на творчество Фрэнка Заппы. В первую очередь это Эдгар Варез и Игорь Стравинский (кстати, который за несколько десятилетий до описанных выше событий жил и работал в Монтре, в его честь даже названа улица - Sacre du Printemps (Весна священная)). Также, вероятно коротко упомянем Джона Кейджа и Николая Слонимского, тоже оказавших не малое влияние на музыку Заппы.

Константин Платов.

 

Используются технологии uCoz