Maurienne Vanoise
Данное описание посвящено фрирайду, поэтому описание курортов, быта, трасс очень по минимуму.
Вместо пролога общее ощущение от Маурьенского фрирайда – необъятный рай (если знать, где его искать).
Сразу хочу предупредить, что все описанные ниже маршруты требуют серьезного подхода и контроля, а некоторые Смертельно опасны. Поэтому общее лавинное снаряжение, личная защита, минимальное альп. снаряжение, аптечка, рация, телефон – 100% ОБЯЗАТЕЛЬНО, карта или ЖПС очень желательны.
Долго думал описать все маршруты или выборочно, и решил все же – нужно все, потому что не секрет, что на многих «фрирайдеров» наличие уходящего в манящую непознанную даль чужого следа, действует также как Виагра на пожилого джентльмена. (Простите за каламбур). Поэтому понимание, куда могут привести эти следы и взвешенное решение, стоят написания нескольких страниц.
Подготовкой программы фрирайда мы занялись задолго до выезда. Были собраны все доступные в интернете буржуйские описания маршрутов (в том числе скитур), все расписания басиков, была самостоятельно изготовлена подробная карта для ЖПС и проложены маршруты, учтена вся логистика доступа к ним и эвакуация.
Долину Maurienne можно разделить на две части – верхняя и нижняя. В каждой из частей есть доступ к нескольким курортам различной величины и экспозиции. Мегакурортов к счастью, в этой долине нет, поэтому она сохранила весь колорит французской Савойской глубинки, очень мало народа и полное отсутствие соотечественников.
Val Cenis
Начнем с Haute Maurienne Vanoise, т.е. с верхней части. Достойных внимания курортов, в этой части всего три, это – Aussois, Val Cenis, Bonneval –sur-Arc.
На сайтах курортов или турагенств Вы можете прочесть, что некоторые курорты объединены в единый скипас. Возможно, со скипасом так и есть, а вот с автобусами «ЗАСАДА». В Бонневаль еще доехать можно (по расписанию), а вот в Асуа из Ланслевиларда – только теоретически, далее станет ясно почему.
Итак, покатили. Val Cenis – состоит из трех деревень Termignon, Lanslebourg-Mont-Cenis, Lanslevilard. Принципиальной разницы, где селиться нет, но если с Вами друзья и родственники, не обремененные страстью к фри, то лучше выбрать Ланслебург или Ланслевилард - там больше выбор трасс.
Приехали мы 5-го января. 24 декабря был очень хороший снегопад, а 28-го ледяной дождь. А в день приезда и вовсе флизинг левел перевалил за 3000м. Перспектива, скажем так, не очень. Но были планы, а значит - будем искать.
Первые два дня потратили на изучение регионального околотрассового фрирайда и нескольких маршрутов до самых низов. Получили представление о географии региона и сориентировались, куда валить в случае ухудшения видимости или при снегопаде. И, как оказалось впоследствии - не зря.
Начнем по схеме трасс слева направо. Чтобы понимать в дальнейшем, где лево, а где право договоримся. Смотрим на схему – все по схеме, начинаем спуск смотрим в долину.
Описывать совсем очевидное околотрассовое катание не будем, его много и оно понятно. Начнем с «около, но поискать».
С крайнего левого верхнего подъемника Plan Cardinal уходим траверсом налево. Спуски можно начинать и от самого подъемника и под ним с возвратом к нему же. Вышли на траверс и выбираем любую линию спуска до самого низа. Длина траверса ограничена только потерей высоты. Конкретных очагов опасности нет, но стоит обратить внимание на локальные доски, а также в нижней части в некоторых местах есть террасные скалы, которые в принципе проходные. К сожалению, рождественские каникулы сделали свое дело, и этот регион был достаточно интенсивно раскатан, но состояние снега было почти идеальным, даже после ледяного дождя (делаем выводы). В верхней части лайтовые открытые проезды, от средней части и вниз хороший лес с камушками и скалками. Внизу натоптанная пешеходная тропа, местами даже отратраченная, и по ней возврат к началу яиц Val Cenis Le Haut.
Между Plan Cardinal и 4Met в верхних частях есть где «потренировать» фрирайд, все хорошо просматривается снизу и свободно выбирается любая линия.
4Met. Обязательно отвезите особо впечатлительных друзей и родственников на смотровую площадку. Здесь открывается красивейший вид на перевал в Италию и озеро Монт Сени. Касательно фри, на выбор: можно с синей трассы Nunda после ее развилки с красной трассой заехать направо на пупырек и проехать пару коротеньких кулуарчиков, можно на этой развилке забраться на левый гребешок, за ним будет небольшая котловина. Нужно попасть в верхнюю ее часть, там будет уходить дорога под вершину De La Tomba, доходим до ретранслятора и баллонов газекса. Справа от ретранслятора есть заход с указателями летних троп, далее к газексу и выход на черную горизонтальную трассу. Спуск так себе, но для тренировки ничего. Также с 4Met можно ехать на юга с постепенным уходом правее озера за перегиб, чтобы попасть к бугелю Buffa. К сожалению, юга почти всегда задуты в бетон, и, поэтому спуск получается туристическим - с фото, гитарой и песнями.
От верха бугеля Buffa можно взять траверсом левее с легким набором высоты – ориентир перегиб и заколоченное шале. За перегибом будет лавинный лесной конус, который ниже пересекает подъемник Bramasse. По конусу до подъемника, далее под ним, выбирая полянки. Кстати в верхней части, если пересечь конус - неплохой лесок. Если лес станет тесноват, есть много тропинок, по которым уходим вправо в сторону трасс.
Termignon. Это наиболее интересное место для фри. Его можно разбить на две части. Это левее гребня Le Grand Coin (по схеме). И спуски до низа в Терминьон и Сольерес.
Первая часть – счастье фрирайдера в паудер дэй. Вторая часть – не суйся в воду, не зная броду.
Если кого заест тоска по Родине, то стоит попасть в первую часть, и Вы забудете о Франции – добро пожаловать в Красную Поляну. Есть два варианта: если снегопад и видимости нет, то от верха подъемника Sources, сразу как соскочили с кресел слева будет будка канатчиков и непролазный волчатник и между ними узкая щель 50см для особо одаренных (кстати, сердечное спасибо французам за предоставленную возможность). Улыбаемся канатчику и просачиваемся в щель. И вот она сказка. Начиная от будки и далее траверсом до бесконечности, спуск за спуском, последовательно уходя метр за метром в бесконечность и ни одного человека! Каждый спуск первым следом! Простите, увлекся. (шестой день был паудер дэй, но с плохой видимостью) . В верхней части спуска открытые участки с хорошим уклоном , причем чем дальше по траверсу, тем длиннее проезды до леса. Лес очень редкий и скоростной с переменным рельефом. Важный момент - в нижней части леса естественный уклон постепенно загоняет все линии в одну точку – под начало подъемника Sources и, когда там уже раскатано, то нужно стараться при входе в лес уходить постепенно правее, и там будет еще отличное поле с вывороченными пнями (готовят место под новую канатку). Проезжаем поле до низа, конечный ориентир лесная дорога поперек линии. По ней налево к началу подъемника. Внимание: между первым выездом и вторым - непролазные бруньки, так что увидели их - и сразу или вправо или влево.
Это была левая сторона от подъемника по схеме, можно очень хорошо проехать и справа от подъемника. Для этого проходим через ту же щель, но сразу обратно пересекаем подъемник и далее в лес. Внимание! Карниз справа от подъемника постоянно сходит и приличными массами. Второй вариант заезда в заповедник (направо по схеме). Начинаем движение по трассе в Терминьон вдоль волчатника. Метров через двести будет маленький разрыв в нем. Просачиваемся и выходим на карниз (очень сходит!!!). Далее длинный спуск по лесу с выходом на зеленную трассу. Лес здесь немного гуще, чем слева.
Если есть видимость, то поднимаемся на бугеле Grand Coin. Дальше траверсом (чуть вперед и левее по ходу бугеля) с небольшим набором высоты заходим в котловину и пересекаем ее на ходах, стремясь на гребень, затем 20м пешком на гребень, там еще одна котловина, тоже на ходах проходим ее с постепенным набором вправо, потом еще метров 30 пешком на гребень и дальше поля. Можно уходить траверсом еще правее и мочить вниз через траверс описанный ранее. Вообще получается отличный проезд до лесного выката к началу Sources.Верха лавиноопасны!
Если Вы завершаете день в этом районе, то при наличии снега можно отлично проехать до низа под канаткой Turra или по лесу, выбирая оптимальную линию. Кстати, Вы будете периодически пересекать зеленую трассу и, если снег или силы иссякнут, то по ней можно с удовольствием стошниться толкаясь до изнеможения палками.
Переходим во вторую часть Терминьона, до этого была лирика теперь о фрирайде. Наличие следов в этой части, конечно говорит о том, что здесь были люди, но… Не поленитесь и посмотрите из самого Терминьона на 200 метровые скалы, на кулуары заканчивающиеся ничем. А следы иногда заметает снегом и куда дальше?
La Porteille
Поднимаемся на бугеле Lac. Вверху будет огромное плато с замершим озером, Нужно набрать хода и траверсом пересечь озеро и вытекающий из него ручей (возможно, потребуется чуть набрать высоту за озером) ориентир – группа домиков. Обходим их слева и продолжаем спуск по плато в направлении гребня. Следующий ориентир большой каменный крест, точка называется La Porteille . Заходим на гребень. Влево нельзя – скалы! Вправо можно, но осторожно – ЛАВИНООПАСНО. Окончание линии спуска – слияние всех кулуаров.
Проезжаем дальше по гребню – ориентир развалины. За ними начинается поле с хорошим снегом, затем небольшой перелесок и следующее широкое поле в виде трапеции. И здесь «ВНИМАНИЕ» есть несколько вариантов:
1-й вариант. Уходим чуть выше нижнего правого угла в лес – ориентир справа лесной кулуар, можно в него или по самому гребню (Влево с гребня кулуара нельзя – скальный сброс 200м). Там есть летняя (не ярко выраженная зимой) тропа, которая пересекает этот лесной кулуар по мостику (ниже мостика не стоит без ЖПС не выйти), но если все же проскочили, то когда лесной вольется в основной необходимо траверснуть на правую сторону основного и найти летний серпантин. За мостиком по тропке пересекаем гребень и попадаем в основной кулуар. Пересекаем и его, и тропа уходит на правый склон кулуара. Кстати все спуски в районе основных кулуаров приводят именно сюда, т.к. все кулуары в конечном итоге сходятся. Ниже тропы НЕЛЬЗЯ- скалы! Через метров 200 тропа выходит на летний серпантин и если он ледяной, то несет со страшной силой (кстати, осторожней есть места, где негде оттормаживаться). И с удивлением и радостью в конечном итоге выкатываемся на Терминьонскую трассу. Итак, резюме: первое поле и правая грань трапеции – везде можно уходить направо, но не забывать про нижнее ограничение тропой (хороший лес и лесной кулуар).
2.-й вариант. В самый левый угол трапеции или чуть выше. Там необходимо найти летнюю тропу в лесу. Она идет вдоль левой грани трапеции и далее уходит чуть левее нижнего левого угла трапеции. Проблема в том, что слева от тропы проходит огромный кулуар с абсолютно отвесными скалами, а справа горизонтальный пояс 200метровых скал. Между скалами и тропой есть лес шириной метров 100, но лучше все же спускаться в пределах тропы. Тропа выкатывается к мосту через основную реку долины в деревушке Sollieres. Резюме – влево от первого поля и левой грани трапеции НЕЛЬЗЯ – скалы.
3-й вариант. Придерживаемся направления в правый нижний угол трапеции, но метров на 30 смещаясь левее угла. На линии перехода поля в лес останавливаемся и определяем лесной заход в кулуар. Начало кулуара не очень очевидно, но разобраться можно. Через несколько метров спуска понимаем, что начинает формироваться лесная воронка кулуара, затем лес расступается и виден фантастический кулуар. Справа огромная вертикальная скала, слева скалистый лес. Кулуар имеет вполне приемлемый уклон, местами его преграждают маленькие каменистые перегибчики, местами узковат, но все это можно легко обойти по левой лесистой стороне. Когда слева закончатся скалы можно уходить в лес. Влево метров 200 параллельно кулуара идет лесная просека можно спускаться по ней или по лесу или по кулуару. И все это заканчивается летней тропой. Упершись в тропу, уходим по ней налево и постепенно выкатываемся к мосту, как и во 2-м варианте. Этот кулуар является единственным проходом в основании трапеции - со всех сторон огромные скальные сбросы.
Общее резюме
по маршруту La Porteille: Нижнее основание трапеции – НЕЛЬЗЯ - скальный
сброс
Основные кулуары в районе бугеля Lac
Выходим с бугеля и направо. Там синяя трасса bleue du lac, спускаемся по ней до ее поворота направо (слева будет домик). Начиная с поворота и далее вдоль трассы, есть четыре кулуара разной величины. Входы в них образуют огромные воронки – соответственно максимум контроля (ЛАВИНООПАСНО!!!). Далее все кулуары сходятся в один большой, и там, как было описано ранее, необходимо вовремя уйти на правый борт и выйти на летний серпантин. Крайней правой точкой ограничивающей заходы в сторону кулуаров, является лесистый правый склон четвертого кулуара. Правее этого захода заходить НЕЛЬЗЯ – скальный сброс 200м
Есть там еще проезд ближе к подъемнику, но он не проверен и описан не будет.
Aussois.
Перевал Col
des Hauts.
Перевал Col des Hauts является официальным маршрутом для скитура (рекомендован в сопровождение с гидами). Общий
перепад высот спуска составляет около
Особенностью маршрута является то, что стартовать необходимо из другого региона Aussois (Асуа). Поэтому мы заранее составили временной график перемещений, согласовав его с расписанием автобусов.
Итак, утром в 9-15 мы на местном басике подкатили к канатке Turra, с пересадками поднялись на верх бугеля Lac и стартовали по маршруту La Porteille 3-й вариант. Прошли кулуар и выкатились на остановку автобуса в Sollieres. И тут начались парадоксы. Остановка есть, расписание нужного маршрута есть, время отправления – совпало, а басик лихо проехал мимо нас, и добрый водитель добро помахал нам рукой. Через 15 минут мы пришли в себя. В последствии оказалось, что именно в январе необходимо резервировать места за сутки (кстати, басик был пустой), а у водилы не было резерва на этой остановке. Почесав каски, отправились в какой-то офис по торговле стройматериалами и заказали такси до Асуа. Подъехал микроавтобус, и мы вшестером за 30 евро мигом домчались до Асуа. Купили абонемент на полдня с 12 -00 за 24 евро и поехали на канатках на верх.
В двух словах об Асуа. Это небольшой курорт, строго южной экспозиции со всеми вытекающими. В безветренный солнечный день можно кататься в трусах, ну или без. Перепад высот 2750-1500м. Есть зона фрирайда (черная трасса), но быстро тает.
Чтобы начать
восхождение необходимо подняться на верх канатки Fournache,
там пешочком по дороге подняться метров 20 и максимально высоким траверсом
выкатится в цирк под перевалом. По правой стороне цирка идет тропа (если протропили). Мы разделились – трое пошли пешком по тропе, а
трое на камусах вдоль левой стороны цирка. Подъем у
тех и других в среднем занял полтора часа. Перевал – это небольшой перешеек
около 15-
Начало спуска.
Bonneval –sur-Arc.
Совсем маленький курорт в самой высокой части Maurienne Vanoise . Северная экспозиция плюс роза ветров расположена так, что большая часть курорта прикрыта от основных ветров. Там не было мокрого дождя, и когда флизинг левел поднялся до 3000м, это абсолютно не сказалось на состоянии снега. Снег был мягким с полным отсутствием следов на интересующих нас склонах. В Бонневале у нас было много планов, поэтому мы откатали там два дня подряд и были в восторге. Стоимость скипаса поразит любого – 14,5 Евро за целый день, и это не опечатка. На трассах и подъемниках людей нет вообще, редко когда узришь кого-то, а вне трасс – только горы.
Итак, поехали. Поднимаемся на верх бугеля Amulinet и налево. Сразу от бугеля тропим траверс с небольшим набором высоты, и далее обычный траверс цель которого, над камнями уйти за перегиб гребня. Сразу за гребнем начинаются отроги, которые можно раскатывать один за другим. Присутствует довольно высокая лавиноопасность в верхней части спусков, т.к. из-за горизонтального перегиба надуты ветровые доски. Траверсом можно уходить достаточно далеко. Следующий этап - это преодоление нижнего пояса скал. Именно туда и скатываемся после спуска от траверса. Делается это достаточно просто – существуют два кулуара, через которые и просачиваемся. Эти кулуары при определенном старании можно определить сверху еще до начала спуска по характерным признакам. Кулуары короткие, красивые и после них начинается небольшой дропник с редкими кустиками. Внизу проходит отратраченная пешеходная дорожка, и по ней свободно докатываемся к началу подъемника Vallonet. При большом желании верхний траверс с набором высоты можно продолжить на камусах 15-30 мин и зайти под вершину Ouille du Midi, и стартануть до нижних кулуаров. Получится отличный проезд, но напоминаем – на горизонтальном перегибе ветровые доски. На этот регион можно смело отвести полдня катания, а потом надоедает единообразие стратегии спуска.
Есть неплохие спуски от канатки D Andagne с интересным кулуаром, но они были здорово раскатаны и мы туда не поехали.
Канатка Lacs
От верха канатки Лакс сразу направо под скалы. Там еще есть деревянный резной щит с кучей предостережений (для тех, кто читать умеет). Проходим мимом щита и попадаем в особый мир фрирайда. Скалы, кулуары, большие снежные поля – колоссальные возможности. Но… склоны теневые и нужен солнечный день, чтобы соседние склоны, отражая солнце, подсвечивали спуск. Но… можно зайти в скалы и не найти выхода. Но… при определенном состоянии снега есть опасность схода лавин. Вдоль всего сектора идет траверс до самой морены ледника. В одном месте необходимо чуть набрать высоту, чтобы продолжить траверс. Любителям лайта 500 метровый спуск по морене придется по душе. Для любителей покрепче подойдут спуски прямо от щита и далее немного по траверсу. В нижней правой части есть пояс непроходимых скал, поэтому определим их как границу первой зоны. Первая зона имеет хороший уклон, очевидную линию спуска и, в принципе, не представляет особой сложности и при этом очень интересна.
Вот ко второй зоне нужно подойти с особым вниманием. Определим ее как, участок над непроходимыми скалами, и проход через них и спуск по единственному проходному кулуару в районе вершины Pointe D Andagne.
Проход через скалы. Найти его, спускаясь сверху, нереально, поэтому один человек спускается по морене и наводит остальных по рации. Получив следы захода в кулуар, начинаем раскатывать поля над скалами.
Кулуар Pointe D Andagne.
Подход к кулуару.
Начало подхода.
Нужно реально
оценивать свои возможности, подход к кулуару имеет уклон около 50 градусов,
жесткий наст и самое главное огромный скальный сброс в нижней части подхода.
Падать НЕЛЬЗЯ, зарубиться не получится. Подумайте – Смертельно опасно.
Поднимаемся на подъемнике «3000» уходим налево за деревянные волчатники.
Пересекаем полку между волчатником и скальным сбросом, забирая чуть правее.
Аккуратно подходим к перегибу и здесь (к сожалению явных ориентиров начала
спуска нет) видим ниже метров 50 и справа выход на маленькую седловину (всего
несколько метров). Выбираем спуск между камней (падать нельзя!!!) спускаемся
около 30-
Спуск в Le Villaron
ВНИМАНИЕ: Лавиноопасность верхних склонов - максимальная, незнание маршрута приведет на 300 метровые скалы, даже зная проход через скалы, опасность схода лавин в нижней скальной части очень велика.
Этот маршрут был проложен с пометкой как условно
проходной, так как не нашли официального подтверждения возможности прохода
нижнего пояса скал. Но знали, что существует летняя пешеходная тропа через
скалы, и это внушало оптимизм. По дороге в Бонневаль прямо из басика
просмотрели выход и даже разглядели пару выходных следов, что подтвердило
реальность прохождения маршрута. Общий перепад высот «старт-финиш» -
Вход в нижний кулуар
Выход из нижнего кулуара.
Отличная неделя катания - насыщенная программа, запоминающиеся спуски, красивые горы. Val Cenic - удивительное место для фрирайда, и оно еще не все секреты нам раскрыло. До встречи, Val Cenic, и спасибо.
Valloire
12 января в
10-30 утра у нас был трансфер из Val Cenic
в Valloire
(Валуа). Ехать около
Немного о курорте. Курорт расположен на двух параллельных хребтах расположенных строго с юга на север, плюс западная сторона третьего хребта (Valmeinier). Поэтому есть возможности в зависимости от экспозиции найти склоны с хорошим состоянием снега, и нам это удалось! Количество околотрассового фрирайда невозможно описать, его невозможно измерить ни гектарами, ни футбольными полями. Такого количества нам не доводилось встречать нигде. Он там везде, на любой вкус, с различным состоянием снега от бетона до паудера, круче, положе, с лесом, с дропами, с кулуарами. И все это прямо от подъемников. Конечно, чтобы рационально перемещаться и кушать самое вкусное, необходимо хорошо ознакомится с регионом, и ориентироваться в нем. Народу в январе совсем немного и, хотя следы есть везде (околотрассовый фри), стадия «расколбаса» склона не наступает, снега хватает всем.
Итак, по порядку. Жили мы на отшибе в районе Бенджамин Моулин у одноименного подъемника. Предпочтений по территориальному размещению особых нет, везде удобно. Ближайшая зона фрирайда - это официальный «Арва парк». Он представляет собой лавиноопасный склон, который доступен от верха канатки Cornafond. Там натянут волчатник и калитка с предупреждающими надписями. Через калитку и вниз, или на право, или делаем траверс влево (внимание – лавиноопасно) далее спуск до тропы. По ней направо и к подъемнику Verneys. Экспозиция склона западная, также - это долина перевала Галибер в сторону Ля Грава, поэтому постоянно присутствуют ветра и состояние снега, как на югах Чегета. Но найти возможности для совсем не скучного проезда очень даже реально. (И там никто не катается).
Setaz
Также на этом
хребте расположены основные кулуары вершины La Setaz Des Pres. Еще зимой 12 года почти
до самых кулуаров поднимал бугель Setaz3, но в этом году его
демонтировали. И теперь до кулуаров идти около часа от подъемника Cornafond.
Есть в этом и положительная сторона – там никто не катается (ленивые
французы.). С вершины можно стартовать и
на запад в сторону «арва парка», но как уже
говорилось там снег не самой лучшей кондиции. Существуют три кулуара: La Virgule (сабля), L Entonnoir (двойной) и Le Couloir des Chamois(широкий).
Заход в первые два кулуара находится практически в одном месте. Их разделяет
красивая доломитовая скала, состоящая из нескольких жандармов. Заход в L Entonnoir (двойной) - это карниз длиной 15-
Кулуар La Virgule (сабля) мы не успели пройти – подкосил привезенный кем-то из Москвы вирус. Но заход просмотрели хорошо. Он находится метров на 30 левее захода в двойной. Тоже карниз, тоже воронка. Заходить лучше вдоль правых скал, минуя воронку. Кулуар тоже очень ЛАВИНООПАСЕН. После выхода также принимаем правее в сторону переправы. Можно уйти очень длинным травесом налево, но честно - жаль терять хороший склон.
Эти два кулуара находятся на самой вершине, а чтобы попасть в третий Le Couloir des Chamois(широкий) необходимо спуститься в седловину по шикарному целинному полю. Вход в кулуар очевиден. Лавиноопасность присутствует именно на входе в кулуар, так как седловина по сути является гигантской воронкой. Кулуар переходит в огромное поле и дальше прямо к переправе. Переправа «мокрая» потому, что фактически это просто камушки, прыгая по которым есть возможность остаться сухим, но в лыжных ботах это очень затруднительно. Дальше по тропе поднимаемся метров 50 и выходим на синюю трассу selles.
Можно немного расширить географию спусков с этого хребта. Для этого спускаемся в седловину в сторону широкого кулуара, при этом направляясь на противоположную сторону седла. Дальше на камусах нужно подняться на пологий гребень (ориентировочно 30 мин) и попасть в следующую седловину под вершину La Mitre. Там есть кулуар практически близнец широкому. Пройти его мы также не успели.
Кулуары имеют восточную экспозицию (солнце с утра), поэтому снег мягкий и долго держит эту кондицию.
Буржуйское фото старта до начала кулуаров (когда еще был бугель Сетаз3).
Crey du Quart
Этот микрорайон нам очень пришелся по душе по нескольким причинам: во-первых, он частенько был на вечернем пути домой и являлся достойным завершением катательного дня, а во-вторых, там почему-то всегда была хорошая видимость, ну и, в-третьих, просто хороший спуск.
Crey du Quart представляет собой целую зону лесисто – скалистого вида, разделенную хребтом, по одну сторону которого находится Valloire, а по другую Valmeinier. Подъемников там нет вовсе, есть выходы на нижние трассы или в нижние поселки обоих курортов, откуда рейсовыми автобусами можно вернуться к подъемникам. Со стороны Valloire, Crey du Quart начинается с небольшого цирка с несколькими чудными кулуарами в верхней части. Вот пример вечернего спуска: спускаемся вдоль бугеля Crete, в нижней его части уходим чуть правее начала бугеля, подъезжаем к цирку, просачиваемся через камни и, сделав чуть правее небольшой траверс, находим заход в кулуар. Отличный мягкий снег, хороший уклон и ширина и отсутствие следов. Можно пересечь кулуар и спуститься в сторону основного цирка (почти перпендикулярно линии кулуара), можно найти еще несколько интересных проходов между скал. Далее идет пологий желоб, по которому, придерживаясь правого борта, переезжаем в следующий микроцирк. Продолжаем движение в сторону леса (внимание на мокрые лавины). Далее немного по лесу и упираемся в тропу, по которой, уйдя налево, выходим на трассу lutins , и с нее, выбрав интересные полянки, можно съехать до поселка Les Choseaux. Можно продолжить спуск за тропу, не выезжая на трассу, придерживаясь чуть правее, тоже найти приличные полянки и выкатиться в деревушке Les Granges.
Также, как вариант, можно зайти на гребень и немного пройтись по нему (плоскач, подъема нет) и с гребня спуститься в цирк. Если пройти по гребню почти до конца, то спуск закончится в деревушке Le Col, это крайние место, где есть возвратный автобус. С гребня можно уходить и в сторону Valmeinier, там крайняя точка возврата на автобусе находится в деревушке La Lechere.
Хребет Le Crey du Quart - Le GD
Plateau
Спуски на восточную сторону хребта. Можно начинать от канатки Brive2 или от бугеля GD Plateau. Весь гребень между этими подъемниками представляет собой полигон фрирайда: скалы, кулуары, карнизы, хороший уклон, очень мягкий снег, интересный рельеф. В верхней части нужно быть осторожным, возможны серьезные локальные сходы лавин. Заканчивается это все на синей трассе combe orsiere. Можно продолжить спуск ниже трассы, но нужно сориентироваться, где находятся два моста через реку. Если промахнуться мимо мостов, то придется долго и упорно идти траверсом вдоль реки. Эти мосты расположены на пешеходной тропе, которая переходит на другую сторону реки, и по ней очень комфортно двигаемся к выкату трассы в Valmeinier.
Буржуйское фото (синий цвет – синяя трасса), 4- первый заход с гребня над трассой, 5- «опасный» заход, за ним за гребнем «безопасный» заход. Черные стрелки – это нарисовали буржуи, по факту просмотрев склон можно ехать везде.
Le GD Plateau
Вот мы наконец-то и добрались до самого вкусного. От бугеля GD Plateau направо и заезжаем на гребень. Не снимая лыж, где лесенкой, где елочкой, где толкаясь палками, движемся по гребню. Можно сразу уйти направо, там даже есть условная черная трасса. Западный спуск очень пологий, местами присутствуют противоуклоны, сложность практически нулевая, в верхней части теоретически возможны сходы локальных лавин. Но мы идем за вкусным, поэтому движемся дальше. Пройдя метров триста, подходим к карнизу и находим широкий снежный кулуар, под ним поле, под ним трасса. Заход лавиноопасный. Выбираем безопасную траекторию и стартуем. Очень приятный заезд с хорошими ходами, в верху есть скала, с которой можно зачетно дропнуть. Отличное место для видеосъемки. Не выходя на трассу, делаем правый траверс, цель которого объехать разворот трассы и заскочить на небольшой пупырь. С него стартуем вниз, идеальный уклон, настоящий паудер, длинный проезд – праздник скоростного паудера. Далее, принимая левее, спускаемся вниз, выбирая интересные линии. Внизу - утоптанная пешеходная тропа, по ней уходим влево до первого моста, переходим на другую сторону и двигаемся по тропе минут 10-15 до выезда на трассу в Valmeinier. Удивительно, но состояние снега – паудер сохранялось целую неделю, и кроме нас там никто не катался. Мы нашли этот «клондайк», и покидать его не было ни какого желания. Про себя это место мы назвали «Паудер парк». Скорее всего такое состояние снега объясняется тем, что во-первых, это теневая восточная экспозиция, а во-вторых, долина является огромным цирком закрытым от сильных сквозных ветров. Единственный минус, чтобы повторить, необходимо проделать очень длинный путь.
Следующий заход с гребня. Продолжаем движение по гребню, мимо только что описанного захода. Гребень начинает набор высоты. На лыжах елочкой доходим до места, где гребень становится узким. Слева начинает формироваться хороший карниз. Этот заход мы назвали «опасным». Дело в том, что под карнизом надуты очень мощные ветровые доски, которые абсолютно не внушают доверия, при этом склон имеет солидный уклон. Поэтому спуск начинаем придерживаясь правых скал, обходя основные очаги, а дальше огромная котловина немереной протяженности с настоящим паудером . Чтобы сделать задел на продолжение интересного проезда, нужно на ходах заскочить на пупырь (левая стенка котловины в нижней части спуска). Пересекаем пупырь, и дальше - отличный проезд с прыгательными камушками, паудером по пояс и так далее. Принимая все время левее, скатываемся на пешеходную тропу.
Нижняя пешеходная тропа
Следующий заход. Доходим до предыдущего старта, снимаем лыжи и пешком минут 5 поднимаемся на небольшую вершину. За вершиной начинается седловина, шириной несколько сот метров. Этот заход мы назвали «безопасным», так как уклон здесь умеренный и отсутствуют ветровые доски. Стартовать можно с любой точки седловины, также можно чуть подняться далее по гребню в сторону вершины Mont Touvet. Отличный лайтовый спуск. Напоминаем, что внизу идет пешеходная тропа, поэтому в принципе можно не терять высоту на уход влево, а спускаться прямо до низа, но это если не лень лишних минут 15 пройтись пешком по тропе (местами в горку).
Если вдруг захочется разнообразия, то можно
съездить в Орель (Три долины). От Валуа до Сен-Мишель-Маурен идет рейсовый автобус, далее
Был у нас еще вариант сходить в Ле Карелис. Именно сходить, так
как от Валуа идет летняя дорога и по ней идти 6,
Спасибо тебе Valloire за интересные спуски, хороший снег и очень красивые горы. И до свидания.
Очень хочется повторить этот двухнедельный вояж по долине Маурьен. Пройти не пройденные маршруты и пройденные тоже.
Ну а по дороге домой, как известно, перевернулся наш автобус где-то у Шамбери. И, к сожалению, для некоторых из нас этот сезон, скорее всего уже закончился, но главное все живы, а значит будем жить!
Алексеев Петр
Стрельников Олег
Мартынов Александр
Чихляев Андрей
Мертехин Максим
Мертехин Дмитрий
FREEDURKI CLAN