Кратко об автопутешествиях в Европу.
Путешествие из России в Европу на экономичном автомобиле группой более двух человек оказывается заметно дешевле полетов на самолете. Конечно, на дорогу уходит не мало времени, но его можно потратить с пользой – посетить по пути интересные места. К тому же, с учетом трансферов, пересадок, ожиданий в аэропортах и т.п. разница во времени не такая уж большая,- если говорить о центре Европы, то примерно плюс одни сутки.
Одним из главных условий быстрой организации поездок на автомобиле в Европу является наличие нормальной банковской карточки (неэлектронной), хотя бы одной на группу. Она понадобиться не только для получения брони жилья при оформлении визы, но и для бронирования гостиниц по ходу движения, например, пользуясь вай-фаем ближайшего кафе. Также, при проживании во многих недорогих апартаментах, администрация блокирует в качестве залога некоторую сумму и возвращает ее через несколько дней после вашего отъезда, когда убедятся что с жильем все в порядке и ничего не сломано.
Визы.
Для поездки в большинство европейских стран нужны визы, причем, в нешенгенских странах требования к документам на визу очень близкие к шенгенским. Для получения визы необходимо собрать и подать документы в соответствующее консульство, как правило, требуются: анкета, фото, график маршрута (никто проверять следуете ли вы ему не будет!), медицинская страховка для выезжающих заграницу (можно сделать практически в любой страховой), выписка с банковского счета (не менее 50Е в день на срок поездки), справка с работы о зарплате за последние 3 месяца. Как правило, если справка с работы по форме 2-НДФЛ, и зарплата приличная (более 20 тыс.), то можно обойтись без банковской выписки. И самое главное – нужно подтверждение брони гостиницы. Вот тут то и понадобится банковская карта. Необходимо через Интернет забронировать гостиницу в стране, куда запрашивается виза. Существует множество способов это сделать – booking.com, interhome.com или просто набрать в гугле rent a room или что-то в этом роде. Находите гостиницу, бронируете, у вас на карточке блокируется определенная сумма и вам высылают (по вашей просьбе) подтверждение брони. Это подтверждение брони и надо принести в консульство, в нем должны быть прописаны все те, на которых запрашивается виза. После получения визы, если вы не горите желанием посещать эту гостиницу – бронь можно снять и деньги вам вернут (через несколько дней), правда возможно с удержанием штрафа – это зависит от гостиницы и сроков, когда вы сняли бронь. Выясните эти нюансы при бронировании, они разные в разных гостиницах.
При поездке на автомобиле вы конечно же пересекаете несколько стран, и если хотя бы одна из них шенгенская, то нужно делать шенген. Причем, все европейские нешенгенские страны без проблем и без всяких транзитных виз пропускают по своей территории. Правда, возможны ограничения на количество дней на пересечение страны.
Если вы собираетесь посетить только нешенгенские страны – обязательно выясните в консульстве каждой проезжаемой по ходу движения страны – нужно ли делать транзитную визу. Например, если вы собираетесь в Болгарию, то вам придется пересечь Украину, Румынию и если хотите – Молдову. При наличии у вас болгарской визы все эти страны пропустят вас без дополнительных транзитных виз, но ситуация может в любой момент поменяться – перед поездкой все же обзвоните соответствующие консульства.
Если вы собираетесь посетить несколько шенгенских стран, то делайте визу той страны, где планируете провести больше всего времени, либо первой шенгенской страны по ходу движения.
Получение визы можно возложить и на толковую турфирму, они сами разберутся с бронью гостиницы, разумеется, за ваши деньги.
Автомобиль и документы к нему.
Автомобиль может быть любой, хоть запорожец. Никакой дискредитации по марке, году выпуска и положению руля не существует.
Автомобиль должен быть исправным (по крайней мере внешне), не должно быть трещин на лобовом стекле (некоторые посты могут не пустить), не должно течь масло рекой, туч черного дыма из трубы, шины не должны быть шипованные. В остальном – без ограничений, проверять, работает ли у вас ручник никто не будет.
В то же время, надо осознавать, что если автомобиль сломается в дороге, то ремонт может оказаться очень дорогим (например, в Германии), а серьезную поломку отечественного авто могут вообще отказаться чинить из-за отсутствия запчастей. Поэтому постарайтесь перед поездкой привести машину в порядок. А если уж собрались сломаться в дороге, то делайте это в Польше, как советует Серж Мальцев, - Польша полна дешевых автосервисов и разборок, так как издревле является промежуточной базой в перегоне и перепродаже автомобилей с запада в Россию.
Из документов необходимы обычные российские документы плюс гринкарта – международная ОСАГО. Ее можно купить в большинстве страховых компаний заранее, а можно и прямо на границе – практически везде есть круглосуточные страховые киоски. Если автомобиль у вас по генеральной доверенности – ничего страшного, езжайте смело без всяких переводов доверенности на иностранные языки. При этом гринкарта оформляется на владельца. Что характерно, доверенность как правило вообще не проверяют.
Если вы планируете проехать большое расстояние без промежуточных ночевок в гостиницах, то очень рекомендуем обеспечить в автомобиле хотя бы одно полноценное лежачее место. Если водителя два и более, то можно меняться, качественно отдыхая лежа и при этом ехать нонстопом. Еще стоит добавить, что на всех европейских дорогах существуют карманы для отдыха через каждые 50-100км, там можно остановиться и поспать.
Лично мой любимый вариант – микроавтобус с самодельно оборудованными лежачими местами из фанерных щитов и поролона в заднем отсеке. Как правило, и наши, и зарубежные гаишники относятся к этому лежаку вполне лояльно. За много лет поездок было всего два штрафа по 100руб за «не предусмотренную конструкцией перевозку» или что-то в этом духе. А зарубежные гаишники (только немецкие!) больше переживают из-за отсутствия ремней безопасности на лежачих местах, но так и отпускают с миром. Еще про немецких гаишников: они ездят на машинах без опознавательных знаков, пристраиваются к вам сзади, потом обгоняют и на заднем стекле появляется маааленькая надпись "следуйте за нами". Если вы сделаете вид, что не заметили, то тогда они помашут палочкой с лампочкой, а то и достанут мигалку. Но при этом могут разозлиться и дотошно с вами разбираться. Так что лучше сразу поехать за ними - они сведут вас с автобана (на автобане остановки запрещены), потом остановят и проверят документы.
Очень рекомендуется оборудовать автомобиль gps-навигатором. Марка и размер экрана особого значения не имеет, мы часто пользуемся дешевым мобильным телефоном со встроенным gps приемником, этого вполне достаточно. Главное – закачать туда соответствующие карты. Можно поехать и без навигатора – с бумажными картами, но вы вспомните про навигатор, покружив часик-другой в ночи по мегаразвязкам в пригороде какого-нибудь Цюрих-сити. Так что навигатор - обязательно!!!
Прохождение границ.
Наиболее сложные границы – это при выезде/въезде из России. При этом на данное время граница Россия - Белоруссия чисто формальная, весь удар приходится на границу Белоруссия – Польша. Если ехать через Украину, то основная задержка получается на границе Россия – Украина, дальше несколько проще, но КПП все равно есть в Молдавии, Румынии, Болгарии. Но чем дальше от России – тем слабее контроль. В Европе между странами шенгена КПП как правило отсутствуют вообще или чисто формальные – тормозят для проверки документов в среднем одну машину из 50, при этом проверка довольна быстрая – без переворачивания всех вещей (что в принципе возможно при въезде в Украину или Польшу).
Если вы не везете предметов, требующих обязательной декларации (оружие, например), то смело езжайте в зеленый коридор. Декларировать машину, на которой едете – не надо. Фотоаппарат, ноутбук, велосипед, лыжы – тоже не надо декларировать, если у вас всего этого по одному на человека. Если больше, например у каждого человека по три ноутбука,- то лучше задекларировать. Соответственно, если вы купите за рубежом, например, велосипед, то смело его ввозите без всяких деклараций – это ваша личная вещь, вы ездили на нем кататься.
Что почем.
Бензин и солярка в Европе дорогие, цены в пределах 1…1.5Е за литр и более в разных странах.
Однако уже при 2-3 путешественниках в одной более-менее экономичной машине поездка оказывается экономически привлекательной.
Кроме расходов на топливо существуют различные дорожные сборы – за проезд по дорогам общего пользования и за проезд по платным дорогам. Во многих странах дороги общего пользования оплачиваются покупкой виньетки (бумажки или наклейки), в разных странах стоят по разному и действуют различное время. Например, в Австрии можно купить виньетку на несколько дней, а в Швейцарии только на год за 40 франков. О необходимости покупки виньетки обычно написано на щитах при въезде в страну. В принципе, можно ничего не покупать, и если остановят гаишники и спросят – сказать не заметил/не знал, и они попросят вас купить при первой же возможности, а могут и сильно оштрафовать при этом - так что решайте сами. В некоторых странах не продают виньетки, а просто собирают дорожный налог при въезде. Ну и бывают страны, где нет дорожного налога. Для примера добавим про Италию - дорожного налога нет, но зато практически все автострады платные и если вы планируете много ездить по этой стране, это надо учитывать - платить придется часто и не мало. Что характерно, – в Германии, где лучшие автобаны в Европе, – нет ни виньеток, ни платных проездов!
Платные дороги, как правило, более высокого качества и более скоростные. Цены разные, но часто бывает, что проще и дешевле оплатить платный автобан и проехать по нему под 160км/ч без остановок, чем петлять в два раза дальше и дольше по общественным дорогам. С другой стороны, при большой скорости на малолитражном автомобиле сильно возрастает расход топлива и соответственно стоимость километра. Так что выбирать оптимальный маршрут и режим движения необходимо исходя из возможностей вашего автомобиля и целей поездки.
Про качество дорог: в Западной Европе все дороги просто сказочные. В Польше все в процессе – идет интенсивное строительство, есть хорошие трассы, но пока можно и «попасть». В Болгарии примерно как в России - так себе. В Румынии не супер, но терпимо. В Сербии и Хорватии тоже ничего. В Украине можно сказать, что дорог нет, так что выбирайте варианты объезда! А вот в Белоруссии вполне себе на четверку.
Чтобы внести конкретику в эти рассуждения приведем пример: поездка Москва – Женева – Москва (около 6тыс км в два конца) с заездом в несколько крупных столичных городов по дороге на небольшом стареньком микроавтобусе Toyota впятером стоила около 35 тыс руб. со всеми виньетками и платными дорогами и т.п.; как не трудно подсчитать, это 7 тыс на человека! При этом дорога в одну сторону заняла около 40 часов. Если ехать на более быстром автомобиле, то вполне реально доехать до Женевы за 33-35 часов.
Константин Платов, FREEDURKI CLAN, 2010.