«Арарат 2012 – застолби себе место в Ковчеге!»
Второй эпизод из серии экстрим-экпедиций BibeTheRidle от FREEDURKI CLAN.
Август 2012.
В задачу экспедиции входили: спуск с вершины Арарата 5137м на велосипедах, сноукайтинг на леднике (высота более 5000м), поиск Ковчега, его ремонт и подготовка к концу света 2012.
В связи с большим количеством используемого снаряжения мы решили поехать на Арарат (г. Догубаязит, Турция) на автомобиле из Москвы . При этом половина команды полетела на самолете до Вана. В итоге, команда воссоединилась в Догубаязите с задержкой в один день от запланированной даты – из-за потери багажа «самолетной» части команды при пересадке в Стамбуле.
Для посещения Арарата необходимы пермиты и/или участие в программе восхождения местных гидов. Сам по себе пермит стоит 50Е, но его официальное получение довольно затруднительно. Самый простой вариант – это воспользоваться местной гидской фирмой (их легко найти как в Интернете заранее, так и на месте в Догубаязите). Однако просто пермит вам никто просто так не продаст, местная политика восхождений на Арарат подразумевает создание рабочих мест местным гидам, поварам, погонщикам лошадей и т.д. В итоге, вся программа восхождения обойдется участнику от 350 до 500 долл, а при особом таланте вам ее могут впарить и за 2тыс Е. Стоит заметить, что восхождение без пермитов карается штрафом 3000Е.
При планировании нашей экспедиции мы пытались связаться с несколькими локальными фирмами по организации нашей собственной необычной программы на Арарате. Однако, далее получения письма со стандартным прайсом на восхождение переговоры не заходили, видимо из-за отсутствия у них гидов-даунхильщиков и гидов-кайтеров. В итоге, мы решили реализовать нашу программу нелегально – т.е. без пермитов и без услуг местных гидов. Ведь само по себе восхождение на Арарат является довольно простым, никакого альпснаряжения не требуется, а чтобы не попасть в лапы жандармов мы запланировали восхождение не по классической тропе.
Используя фотоснимки GoogleEarth и помощь нашего друга Петра Алексеева мы занесли в gps-навигатор несколько вариантов как подъезда к подножию горы, так и варианты восхождения.
В день воссоединения нашей команды в Догубаязите (самолетной и автомобильной частей), поужинав и дождавшись темноты, мы отправились на разведку подъездов к склонам горы. Однако сразу при съезде с трассы на первый (классический) заезд к селу Эли нас остановила встречная машина с местным гидом, который спускал туристов с восхождения. Гид запалил нашу неместную тачку и сообщил, что здесь “military zone” и находится нельзя, срочно езжайте в Murat Camping. Разумеется, это был развод чистой воды, никаких табличек или шлагбаумов на въезде не было, и гид просто увидел протекающее мимо его фирмы (Murat Expeditions) бабло. Кстати, надо сказать, что нигде на подъездах к Арарату нет никаких табличек ни по поводу пермитов, ни по поводу military zone, так что видимо чисто теоретически, если вам за безпермитное восхождение будут выписывать тот самый штраф 3000Е, это можно успешно оспорить в суде. Но это теоретически, проверять на практике этого совсем не хотелось, и мы решили воспользоваться вторым резервным подъездом к горе, заложенным в наш gps-навигатор.
По второму резервному подъезду мы достигли некого безымянного курдского селения, расположенного на высоте 2тыс м. В принципе, у нас в навигаторе была прописана дорога и выше, теоретически она идет до высоты 3500м (судя по космоснимкам Google), но нам нужны были лошади для заброски многочисленного снаряжения на 4200м, и мы решили пообщаться с местным населением по этому поводу. Выше этого села, судя по космоснимкам, селений нет – только шатровые пастушьи стойбища.
Как оказалось позже, дорога выше на 150м от этого курдского села размыта и абсолютно не проезжаема, и решение брать лошадей здесь оказалось абсолютно правильным.
Договор с курдами по поводу лошадей происходил «на пальцах», английский они конечно не знают. Но в принципе, они знают турецкий язык, и знание любого языка тюркской группы будет хорошим подспорьем в общении (Ике ат хач пара?).
Мы вернулись переночевать в гостиницу в Догубаязит, чтобы подготовить все снаряжение и следующим вечером, также, под покровом темноты, вернуться в курдское село.
Мы взяли две лошади, что в итоге оказалось маловато на 4-х человек с 4-мя велосипедами, лыжами, кайтами и бивачным снаряжением. Так что приличную часть снаряжения мы понесли на плечах. Стартовав в 4 утра с 2000м, к обеду набрали высоту 3580м и остановились на привал. По дороге, наш погонщик Мустафа узнал, что у нас нет пермитов, предостерег, что могут быть проблемы с жандармами и свернул с дороги в кусты. Далее мы шли еле заметными тропами.
Отдохнув и пообедав на 3580м, мы высказали намерение подниматься дальше, на базовый лагерь 4200м. Однако наш Мустафа пошел в отказ, мотивируя, что там вас арестуют и меня заодно с вами, а здесь тихое спокойное место, ставьте базовый лагерь здесь и восходите на вершину отсюда. Мы «сползали» на разведку с биноклем за перегиб хребта, посмотрели на «официальную» тропу – там движуха довольно активная, группы ходят вниз и вверх, но все с местными гидами.
Решили не лезть на рожон и поставить лагерь здесь, на 3580м как и посоветовал Мустафа. Кстати, Мустафа остался с нами в лагере, что оказалось весьма кстати – он присматривал за лагерем в наше отсутствие, однако это повлияло на итоговую цену аренды лошадей.
На следующий день провели заброску оборудования на 4375м. Трезво оценив свои возможности, решили поднимать только два велосипеда и лыжи с кайтами. Поднимались практически «в лоб» по камням, заброска заняла 8 часов. На спуске, на высоте около 4тыс обнаружили окаменевшие куски древесины – видимо обломки Ноева Ковчега.
На следующий день устроили отдых и запланировали выходить к вершине следующей ночью. Здравый смысл подсказывал, что идти ночью по камням, даже и налегке, будет непросто. «Сползали» на разведку к «официальной» тропе, все просмотрели и решили выдвигаться с вечера прямо по классике – пока все будут спать.
Вышли в 10 вечера, 40мин добирались траверсом по камням до классической тропы, дальше дело пошло легче – идти по тропе все же на порядок проще. Однако сзади появилось два фонарика, мы подумали, что нас запалили в нижнем базовом лагере и пустились в погоню. Мы выключили фонарики и пошли по тропе при свете звезд и месяца на ¼. Огни сзади быстро отстали, была ли это погоня – неизвестно.
Подходим к лагерю 4200м, время чуть больше полуночи, на удивление многие не спят, наш расчет на сонный лагерь не оправдался. Но время такое, что бдительность гидов должна быть пониженная – они либо ложатся спать, либо только проснулись и готовятся к восхождению. Включаем фонарики и вереницей бодро проходим через лагерь. Нас никто не останавливает, и мы набираем высоту нашей заброски велосипедов, лыж и кайтов 4375м. Далее траверсом по навигатору (200м от тропы) четко находим нашу заброску и отдыхаем 40мин. На траверсе обнаружили ветвь маслины – очевидно ту самую, которую голубь принес Ною, когда Потоп начал спадать.
Уже с оборудованием, тяжело прыгая по камням, возвращаемся на тропу. Начинает светать, чуть выше на тропе видим вереницу фонариков – какая-то группа уже опередила нас.
Время около 4-х утра, уже довольно светло, открылся потрясающий вид на Малый Арарат, появилась тень от нашего Большого Арарата. Тень сначала размыто «висела» в дымке, но с восходом солнца дымка рассеялась, и тень уже четко легла на пологие отроги горы.
Нас нагоняет группа в одинаковых куртках. Оказалось это местные гиды на тренировочном выходе, и нам первый раз задали этот сокровенный вопрос, который мы слышали дальше десятки раз: «Who is your local guide?».
Как мы поняли, вся система здесь устроена на стукачестве – если местный гид видит людей без местного гида – он сразу же бьет в колокола и на спуске вас встречают жандармы (по-видимому, в базовом лагере 3200м, вряд ли они пойдут выше). Местных не столько интересует наличие пермита, насколько именно наличие местного гида, ведь это большие деньги, которые уходят мимо них.
Мы, отвечая на этот вопрос о гиде, выкручивались как могли – представительно выглядящий Олег Стрельников на ломаном, но фонетически-солидно звучащем английском, рассказывал о каком-то экстремальном суперпроекте, съемках фильма для русского телевидения и т.п. Мы в такт его слов помахивали гоупрохой и contour HD, предоставленной actioncams.ru. Наше снаряжение также дополняло его слова. Красноречие Олега дошло до того, что эти местные гиды согласились помочь нам понести снаряжение – ведь они попадут в крутой русский экстремальный фильм!
Дошли до начала ледника, высота около 5тыс м. Здесь южная экспозиция, с других сторон от вершины ледник опускается гораздо ниже.
Ледник довольно пологий и мы собираем велики, чтобы катить их. К сожалению, ветра нет вообще, и запланированный заезд на вершину под кайтом отпадает. Пока готовимся на финальный бросок, с вершины спускаются туристы, в основном из западной Европы, фотографируются с нами. Опять возникает вопрос про local guide, как то отмазываемся.
Заключительный бросок на 150м по высоте дается тяжело, не смотря на то, что очень полого и удобное для движения покрытие – жесткий фирн. Сказывается высота.
Проводим фотосессию на вершине, видимость отличная! У Андрея Чихляева сегодня юбилей - 50лет - подарок в виде нелегального восхождения на Арарат с велосипедами он запомнит надолго. Распределяемся – кто едет вниз на великах, кто на лыжах. Спустились на предвершинное плато, немного задуло. Разворачиваем кайт и делаем несколько проездов на фоне вершины Арарата. На кайтовый «зажиг» ветра не хватает, ждать усиления тоже нет возможности – надо успеть до темноты спуститься в базовый лагерь 3580м, а время уже к обеду.
На велосипеде можно отлично спуститься с вершины по леднику, и потом по пологой каменистой тропе есть возможность проехать еще около километра, сбросив метров 150. Однако дальше уклон резко возрастает и до высоты примерно 3800м ехать нереально. Очень крутой серпантин среди «живых» камней. Поэтому приходится разбирать велики и привязывать их к рюкзакам.
По мере спуска силы начинают нас покидать – ведь мы уже 20 часов на ногах! На удачу, нас догоняют местные, предлагают помочь за доллары – рюкзак с привязанным велосипедом – за 60долл донести до нашего лагеря. Посовещавшись, приняли предложение, пошли налегке.
Сбросив пару сотен метров, посмотрели в сторону нашего лагеря – а палаток то нету!!! Нам еще часа три спускаться, а что нас там ждет неизвестно! То ли жандармы забрали нашего Мустафу и притаились за камнями, ожидая нас, то ли Мустафа сбежал с нашими вещами, что маловероятно, ведь мы знаем, где он живет, и там у него во дворе стоит наша машина. Мысли шли самые мрачные – холодная ночевка на 3580м, турецкая тюрьма, штраф 3000Е…
Реальность оказалась гораздо радужнее: наш лагерь действительно запалили, днем приходили жандармы проверить пермиты. Мустафа сказал им, что мы ушли гулять. Ближе к вечеру Мустафа свернул лагерь и погрузил все на лошадей – кроме велосипедов. Как мы только спустились, он догрузил на лошадей лыжи, кайты и кое-какие мелочи и двинулся вниз. Мы отдохнули полчаса и сели на байки. Заходит солнце. Достаем фонарики и получаем ночной даунхилл, на который мы облизывались, поднимаясь наверх. Конечно, это не совсем то, что мы хотели после спуска с вершины… В связи с полной темнотой не получилось отснять фото-видео материалов со спуска от нашего базового лагеря 3580м, хотя места там для велофрирайда просто волшебные! Перепад по высоте 1600м, рельеф разнообразный, много тропинок, разные по высоте климатические зоны с различными типами растительности, курды-кочевники со своими шатрами, стадами баранов и лошадей… Ну что ж, зато нам удалось наше нелегальное восхождение с кайтингом на высоте более 5тыс м и спуском с вершины Арарата на велосипедах!
Спускаемся к селению Мустафы, время к полуночи – уже более суток без сна при жестких физических нагрузках.
Провели итоговые переговоры по стоимости лошадей и услуг Мустафы, - вышло несколько дороже, чем договаривались первоначально – две лошади плюс погонщик-сторож на пять дней = 500долл. Но в принципе вполне терпимо, учитывая, что Мустафа еще мыл посуду и готовил чай по утрам.
Перегрузили шмотки с лошадей на наш басик и спустились в Догубаязит в гостиницу. Итог – 27 часов без сна, набор высоты 1560м, сброс высоты 3640м, покатали велофрирайд – как по леднику, так и по каменистым склонам, на леднике покатались на кайте. Нашли на высоте около 4тыс м окаменевшие обломки Ковчега.
Дальше нас ждал отдых на замечательном озере Ван, остров Ахтамар и дорога домой через Грузию с заездом в Приэльбрусье. Статья об автомобильной части поездки на Арарат.
Если сравнивать полную стоимость нашей экспедиции с предложениями специализированных фирм по восхождению на Арарат, то у нас получилась очень большая выгода – полный пакет от Москвы и до Москвы обошелся около 28тыс руб на человека при автомобильном переезде и несколько дороже при авиаперелете.
В то же время стоит сказать, что восхождение на Арарат без пермита не просто осуществить – требуется организация доставки от Догубаязита к подножию горы, подъем «тайными» тропами к базовому лагерю, само восхождение желательно осуществлять тоже вдали от базовой тропы, что может потребовать серьезных альпинистских навыков и снаряжения. Таким образом, если вы не альпинист со стажем, то лучше воспользуйтесь услугами локальных гидов или специализированных турфирм. А если вы хотите сэкономить, склонны к авантюризму и имеете альпинистский опыт – то можно искать подходы к вершине вдали от базового маршрута.
Платов Константин, 2012.