Фотоальбом поездки в Турцию на автомобиле, август 2012г.
Сокращенный альбом на facebook
Видео - ждем!

Путевые заметки из автопутешествия по маршруту Москва-Пятигорск-В

Путевые заметки из автопутешествия по маршруту

Москва-Пятигорск-Варс-Гори-Кутаиси-Батуми-Сарп-Карс-Догубаязит-Ван

и обратно - с небольшими вариациями.

Август 2012г.

 

 

Основная цель нашей поездки в Турцию на машине – это реализация второго эпизода из серии экстрим-экспедиций BibeTheRidle«Арарат – застолби себе место в Ковчеге» от FREEDURKI CLAN.

Наш автомобиль – микроавтобус «недо-Ной» - Toyota Town Ace, 1997г с пробегом в полмиллиона км. Эта машина многократно объехала многие страны Европы, регулярно возит нас по горам и морям России, средний пробег в год за последние 10 лет – 41тыс. В общем, машина довольно неубиваемая.

 

Маршрут. Единственный приемлемый маршрут поездки на машине в Турцию обозначен в названии данной статьи, т.е. через Грузию. В принципе, возможен вариант поездки вокруг Черного моря (через Украину, Молдавию, Румынию и Болгарию), но это гораздо дальше и требует предварительного получения транзитных виз. Также есть вариант парома из Сочи или Одессы в Трабзон, но это очень дорогое удовольствие.

 

Визы и другие документы. На данный момент (2012г) для посещения Грузии и Турции россиянам вообще не нужны визы (до 60 дней пребывания) – только загранпаспорт! Документы на машину и права – тоже самые обычные, только надо купить международную автостраховкугринкарту – в любой страховой компании. Добавим, что машина может быть оформлена по генеральной доверенности, а не быть в собственности. Вероятно, может быть достаточно и простой доверенности, но мы не узнавали.

 

Дороги, топливо и обслуживание. Примем качество дорог в западной Европе за 5 баллов, а в России за 2 балла (за исключением М1 и М4 – которые тянут на «тройку»). Тогда в Грузии можно оценить качество дорог на 3-3.5 балла (за исключением Военно-Грузинской дороги!!), а в Турции на твердую 4. Мы пересекали восточную высокогорную (средняя высота дороги - 1700м нум) малонаселенную часть Турции (Армянское нагорье) – более 500км – и нас просто поразили дороги, своим качеством, бесконечным количеством туннелей и эстакад, а также интенсивностью дальнейшего дорожного строительства. Конечно, становиться стыдно за богатую нефтью и др. Россию, уже несколько лет строящую свою единственную цивилизованную горную дорогу длинной 50км.

Бензин в Грузии довольно дорогой – около 1Е, а вот в Турции просто космически дорогой – более 2Е – т.е. заметно дороже, чем в Европе. Заправиться по банковской карточке в Грузии и Турции можно в среднем на 60% заправок (причем, даже в довольно диких местах), также практически всегда можно договориться на оплату долларами. В отдаленных районах России заправка по банковской карте затруднительна.

 

Военно-Грузинская дорога - стыд и позор Грузии! Участок от Коби до Гудаури – сложно назвать дорогой, порой дороги Римской империи сохранились лучше. Тяжелый горный серпантин с редчайшими остатками асфальта. Узко, крутые повороты на 180грд, камни, ямы, пыль... Зачастую две фуры не могут разойтись. Что характерно, эта дорога – на данный момент единственный сухопутный маршрут из России в Грузию, и соответственно транзитный маршрут в Армению, Азербайджан, Иран, Турцию. Заправок, конечно же - тоже нет. В селениях есть кустарные заправки с ручным насосом, но мы их услугами не пользовались.

 

Прохождение таможни. Особенность работы КПП В. Ларс между Осетией и Грузией – перерыв с 22 до 6 часов при движении в сторону Грузии и с 21 до 6 часов при движении в сторону России. Большой трафик как легкового, так и грузового транспорта, поэтому имеются очереди на несколько часов. Интересно, что в потоке легкового транспорта очень много машин с московскими номерами – как правило это дорогие иномарки – однако за рулем в большинстве случаев лица «не русской» национальности.

КПП в Сарпе между Грузией и Турцией работает круглосуточно и более четко – на обратном пути мы попали на многокилометровую (!) очередь, которая сначала повергла нас в полное уныние, но в итоге мы прошли границу всего за три часа. В два раза меньшая по длине очередь в Бресте на Новый Год потребовала 11 часов.

 

Гаишники. В России наметилось улучшение в работе гаишников! Гаишникам Ростовской области уже внушили, что раскрутка проезжающих автолюбителей на бабло – не есть основная цель их работы. В тоже время, в Кабардино-Балкарии и Осетии гаишники все еще рассматривают водителей как источник своих доходов. Например, на посту Кызбурун (это развилка в Баксанское ущелье), нас на полном серьезе пытались развести на лишение прав за нарушение приоритета проезда перекрестка, причем весьма спорное нарушение – «потерпевший» водитель не признал, что мы его «подрезали», заставили тормозить или изменить направление.

При въезде в Грузию нас предупреждали, что штрафы за нарушение ПДД очень большие, гаишники взяток не берут и лучше ничего не нарушать. На практике оказалось, что гаишников действительно много, у них хорошие машины и много новых красивых постов, но есть негласное указание – иностранцев не тормозить – ведь они привозят деньги в страну! Кроме того, мы почти сразу с удивлением увидели, как грузовик обогнал гаишную машину по встречке через двойную сплошную! Оказалось, что обгон по встречке и нарушение скоростного режима в населенных пунктах – обычное дело в Грузии. Это довольно раздражает. И за время пересечения Грузии в несколько часов мы видели три очень серьезные аварии. В Турции тоже обгон по встречке через сплошную широко практикуется. Также, как и в Грузии, в Турции нам ни разу не довелось пообщаться с гаишниками.

 

Впечатления от стран.

Горная Грузия безумно красива своей природой – горами, горными озерами, минеральными источниками, пещерами, памятниками архитектуры – сторожевыми башнями, крепостями, церквями. Однако люди живут очень бедно – контраст с Россией ощущается четко. Ветхие домишки в селениях, облупленные стены многоквартирных домов в городах… Морское побережье живет заметно богаче горной и центральной частей Грузии – очевидно за счет туризма. Здесь много отдыхающих из Армении, Азербайджана, России и даже из Европы. В горах много спортивных туристов из Европы – альпинистов и трекеров, этнотуристов. Мы не заезжали в столицу, но говорят на фоне остальных городов Грузии Тбилиси выглядит шикарно. Но зато мы были в Батуми и он нас просто поразил своей шикарностью и богатством. На ум приходят сравнения с Ниццей, Каннами и даже Монте-Карло. За постсоветское время в Батуми вложено очень много денег, и что приятно – не только в гостиницы и казино – но и в общественные некоммерческие объекты архитектуры – шикарная набережная с велодорожками и прокатом велосипедов, поющие световые фонтаны, различные памятники и монументы.

У многих Грузия ассоциируется с вкусным и дешевым грузинским вином, которое можно купить практически в любом дворе. На данный момент это не совсем так – купить домашнее вино не очень просто, а тем более найти хорошее домашнее вино – хотя при достаточном упорстве сделать это можно. Однако, если у вас нет гурманских претензий, в супермаркетах можно купить грузинское вино в 5-литровых пластиковых бутылках вполне достойного качества за сущие копейки. Бутылочное вино стоит примерно также, как и в Москве, но видимо здесь оно «настоящее».

Люди в Грузии дорожат своей репутацией гостеприимной нации и всегда готовы помочь туристам. В Кутаиси ребята на мерседесе потратили на нас добрых полтора часа, чтобы помочь нам найти вино. В национальном парке Sataplia, где обнаружены следы динозавров, для нас специально открыли вход в пещеру, хотя в этот день был выходной. И все это бесплатно!

В восточной Турции мы проехали около 500км с северо-запада на юго-восток. Эта территория (Армянское нагорье) в основном населена курдами. Мы проехали несколько ландшафтных и климатических зон – начиная от субтропического горного леса типа красно-полянского и кончая горными пустынями а-ля Синай. Города и дороги этой части Курдистана расположены на высотах 1500-2500м нум. Не смотря на шикарные дороги с сотнями тоннелей и эстакад – люди живут довольно бедно. Преимущественно это скотоводы, но есть на пересеченной нами территории и некоторое количество сельскохозяйственных угодий. Бросается в глаза, что здесь в почете и хорошо финансируется футбол – практически в любом захолустном селении есть футбольное поле, закрытое от непогоды тентовым навесом на металлическом каркасе. Сначала мы принимали эти сооружения за склады. Курды – милейшие приветливые и отзывчивые люди, готовые помочь в любой ситуации, причем даже просить их не надо, сами предложат. Правда, они несколько навязчивы и не знают иностранных языков.

В Курдистане мы посетили две главные достопримечательности – г. Арарат с окрестностями – в рамках проекта BibeTheRidle от FREEDURKI CLAN и озеро Ван с островом Ахтамар, питомником ванских кошек и т.п. Озеро Ван уникально – огромных размеров, расположено на высоте около 1650м, чистейшая соленая вода, окружено горами до 3000м, вода в августе очень теплая – купаться можно бесконечно. И практически нет людей – населенка вокруг озера минимальна. Увидеть живых ванских кошек довольно сложно, не смотря на то, что они являются чуть ли не символом г. Ван. При опросе местного населения все показывают картинки и статуэтки кошек, но когда речь заходит о живых кошках – разводят руками. Нам удалось обнаружить только одно место – питомник кошек при университете г. Ван «Van Cat House», там можно приобрести ванскую кошку за 350долл.

 

Немного статистики нашего путешествия: суммарный пробег автомобиля за поездку составил около 6тыс км, расходы на бензин составили около 28тыс руб, т.о. даже при поездке вдвоем это финансово выгоднее авиаперелета, тем более, что в эту сумму входят все локальные переезды, которые на месте обошлись бы в круглую сумму, а наша «нелегальная» программа на Арарате вообще была бы под вопросом.


Платов Константин, 2012г



Используются технологии uCoz
Используются технологии uCoz